воскресенье, 10 ноября 2013 г.

химия 9


Химия: Неорганическая химия. Органическая химия : учебник для 9 класса общеобразова­тельных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009

 

 

Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год

 

 
 
Тема
 
Календ. сроки
 
Химический эксперимент
 
Базовые единицы
(ЗУН)
 
Компетентности
(УУД, ОУУН)
 
примечание
 
 
Повторение основных вопросов курса 8 класса
 
 
1
 
Основные классы неорганических соединений                                                        
 
 
Знать определения основных классов соединений, их классификацию, состав и свойства
Уметь классифицировать вещества по классам, определять характер соединений, записывать уравнения химических реакций, составлять формулы по валентности, называть вещества
Классификация, сравнение, обобщение
 
 
 
Тема 1.  Теория электролитической  диссоциации 14 часов
Основные задачи изучения темы:
Углубить и систематизировать знания учащихся о веществах и химических реакциях с точки зрения теории электролитиче­ской диссоциации;
Дать представление об электролитах, электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена.
Нау­чить учащихся записывать уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, применять эти знания для характеристики химических свойств кислот, оснований, солей. Закрепить практические навыки в решении расчетных задач (вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке).
Продолжить формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств веществ от их состава и строения (свойства ионов определяют свойства растворов электролитов), диалектический характер химических процессов. Раскрыть значение теории электролитической диссоциации для развития науки, использование в практике.
С целью развития патриотического воспитания показать роль русских ученых в создании теории электролитической диссо­циации (Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский и др.).
Способствовать дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять главное).
Продолжить  изучение и углубление ранее изученных понятий и представлений (строение атомов, ионов, виды химической связи, типы кристаллических решеток, окислительно - восстановительные реакции, классификация неорганических соедине­ний).
 
 
2/1
 
Элекролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью
 
Лабораторные эксперименты
Электропроводность твёрдых, жидких в-в, растворов с различными видами связи
Знать понятия эл-ты, неэлектролиты, электролиты, диссоциация. Уметь объяснить электропроводность водных растворов.
Сравнение, анализ. Умения формулировать выводы из эксперимента
 
 
3 /2
 
Кислоты и основания
 
 
Знать определение кислот, оснований, амфолитов с точки зрения ТЭД, уметь составлять уравнения их диссоциации
Классификация, сравнение, обобщение
 
 
4/3
 
Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты
 
Электропроводность концентрированных и разбавленных расстворов
Знать определение понятий слабые и сильные электролиты, уметь составить уравнение диссоциации к-т, солей, оснований.
Классификация, сравнение, обобщение
 
 
5/4
 
Реакции ионного обмена
 
Реакции обмена между растворами электролитов, качественная реакция на хлорид-ион
Знать условия необратимых ионных реакций, уметь писать молекулярное полное и сокращённое ионное уравнение хим.реакций, идущей до конца.
Сравнение, анализ. Умения формулировать выводы из эксперимента
 
 
6/5
 
Кислоты как электролиты
 
Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва к-т в свете ТЭД
Знать хим.св-ва к-т, уметь описать хим.св-ва к-т в свете ТЭД, знать кач. р-ии на соляную и серную кислоты.
Классификация, сравнение, обобщение
 
 
7/6
 
 
Основания как электролиты
 
Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва оснований в свете ТЭД
Знать хим.св-ва оснований, уметь писать ионные уравнения с участием оснований, знать кач. р-ию на ОН-ион.
Классификация, сравнение, обобщение
 
 
8/7
 
 
Соли как электролиты
 
Демонстрация качественных реакций на ионы солей
Знать хим. св-ва солей, уметь писать ионные уравнения с участием растворов солей в свете ТЭД, знать кач. р-ии на Ag+,Ca+2,PO4-3 и др. ионы (по табл. 3, с. 21)
 
Анализ. Классификация,
 
 
9/8
 
 
Основные положения ТЭД.
 
 
Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
10/9
 
 
Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений
 
 
Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
11/10
 
 
Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
 
 
 
Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
 
 
12/11
 
 
Окислительно-восстановительные реакции
 
 
Знать определение о-в реакции, окислитель, восстановитель
Уметь определять о-в реакции, составлять схему электронного баланса, схемы полуреакций
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
 
 
13/12
 
 
 
Решение экспериментальных задач по теме:»ТЭД»
 
Практическая работа №1
Знать свойства веществ с точки зрения ТЭД, реакции ионного обмена
Уметь применять знания для описания химических свойств веществ, выполнять сам. Опыты, делать выводы
 
 
 
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
14/13
 
 
Подготовка к контрольной работе
 
 
Обобщить и систематизировать знания по теме «ТЭД»
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
15/14
 
 
Контрольная работа по теме «ТЭД»
 
 
 
 
 
 
Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач
 
 
 
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
 
Тема 2.  Подгруппа кислорода 4 часа
Основные задачи изучения темы:
продолжить формирование понятий: «химический элемент», «простое вещество», «химическая реакция»; закрепить и углу­бить знания о периодической системе (характеристика группы, главной подгруппы), строении вещества, электролитической диссоциации;
закрепить умения и навыки в выполнении химических опытов; способствовать дальнейшему развитию миро­воззренческих знаний о причинно - следственной связи между составом, строением, свойствами и применением веществ (на примере серы, серной кислоты); подтвердить общие и особенные свойства серной кислоты, сделать вывод о единстве окис­лительно - восстановительных процессов в природе.
Продолжить формирование логического мышления: умение сравнивать химический элемент и простое вещество (кислород и серу), их свойства, аллотропные видоизменения (указав причины алло­тропии), делать выводы в процессе наблюдений за химическим экспериментом.
 
 
16/1
 
 
Общая характеристика подгруппы кислорода
 
 
Знать план общей характеристики группы, электронное строение атомов, формулы соединений элементов с кислородом, водородом, гидроксиды, их характер, уметь объяснять  изменение свойств соединений.
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
 
 
17/2
 
 
Строение простых веществ. Аллотропия
 
Сера, строение молекул, физические и химические свойства
 
Ознакомление с образцами серы и ее соединениями и характеристика их по плану
Знать нахождение серы в природе, хим. и физ. св-ва серы, применение серы, уметь писать уравнения с участием серы, формулы соединений серы с О и Н.
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
 
 
18/3
Соединения серы. Серная кислота, состав, строение, свойства, применение
 
Распознавание сульфат - иона в растворе
Знать строение и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на сульфат-ион. Уметь доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентри­рованной): записывать уравнения химических реакции в молекулярном, ионном и окислительно -восстановительном виде
Составление ответов согласно плану характеристики
 
 
19/4
Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»
 
Практическая работа № 2
Уметь выполнять экспери­ментальные задачи по опре­делению веществ, доказы­вать наличие в растворе сульфат-иона, предполагать признаки химических реак­ций, проверять их экспери­ментально, делать самосто­ятельно выводы на основе наблюдений
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
 
Тема 3. Основные закономерности химических реакций. 7 часов
Основные задачи изучения темы:
познакомить учащихся с основными закономерностями протекания и управления химическими реакциями на примере про­изводства серной кислоты (дать понятие о скорости химической реакции и химическом равновесии).
Показать значение этих понятий для управления различными производственными процессами.
 Познакомить учащихся с общими научными принципами производства: комплексное использование сырья, принцип оптимальных условий, принцип автоматизации к ме­ханизации, принцип теплообмена и другие.
Продолжить формирование мировоззренческих знаний на примере данной темы.
 Указать на связь теории с практикой.
Продолжить экологическое образование учащихся: познакомить с основными пер­спективными направлениями в развитии производства серной кислоты, способствующими охране окружающей среды. По­знакомить учащихся с основными рабочими профессиями химического производства.
 
20/1
Тепловой эффект химической ре­акции. Расчеты по термохимиче­ским уравнениям
 
 
 
Знать определение тепло­вого эффекта химической реакции, экзотермической и эндотермической реак­ций, определять термохи­мические уравнения. Уметь определять по тепло­вому эффекту экзотерми­ческую или эндотермичес­кую реакции, уметь прово­дить расчеты по термохи­мическим уравнениям, сос­тавлять термохимические уравнения по массе исход­ного вещества и количеству теплоты
 
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
 
 
21/2
Скорость хими­ческих реакций
 
Опыты, выясняющие зави­симость скорости химиче­ской реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры. Лабораторные опыты: изучение влияния условий на скорость химической ре­акции
Знать определение скоро­сти химической реакции; зависимость скорости реак­ции от природы реагирую­щих веществ, от поверхно­сти соприкосновения, от концентрации, от темпера­туры, от катализатора. Уметь объяснять влияние различных условий на ско­рость химической реакции, решать задачи
 
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
22/3
Химическое равновесие,
условия его смещения принцип  Ле-Шателье.
 
 
Знать определение химиче-ского равновесия, понятие определение принципа
Ле-Шателье.
Уметь объяснять на приме­рах условия смещения рав­новесия в зависимости от условий химических реак­ций
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
 
 
23/4
Производство серной кислоты контактным спо­собом (три ста­дии производст­ва). Охрана окру­жающей среды
 
Демонстрации:
модель установки для полу­чения серной кислоты
Знать химизм производства серной кислоты, условия их осуществления, общие на­учные принципы, лежащие в основе этого производст­ва, устройство и работу ап­паратов по производству серной кислоты. Знать основные профессии серно-кислотного производ­ства, перспективы развития данного производства; усло­вия охраны труда и защиты окружающей среды. Уметь разъяснять на при­мере данного производства условия, влияющие на ско­рость реакций, смещение химического равновесия. Уметь объяснять значение серной кислоты для разви­тия народного хозяйства
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
 
 
24/5
Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода продукта реакции по сравнению с теоритически возможным. Подготовка к контрольной работе.
 
 
Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
 
 
25/6
Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, содержащего определенную массу примесей. Подготовка к контрольной работе.
 
 
Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
 
 
26/7
Полугодовая контрольная работа
 
 
Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач
 
 
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
Тема4. Подгруппа азота  10 часов
Основные задачи изучения темы:
углубить и расширить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов, строении атомов на примере характеристики элементов пятой группы главной подгруппы, строении и свойствах: простых веществ к соединений, образованных азотом и фосфором.
 Продолжить формирование знаний об электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных реакциях на примере свойств соединений азота и фосфора, показать зависимость свойств о веществ от строения. Закрепить практические навыки по выполнению химического эксперимента. Способствовать даль­нейшему закреплению навыков в решении расчетных задач (определение массовой, объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного).
Раскрыть связь науки с производством: продолжить формирование знаний об основных зако­номерностях протекания химических реакций в зависимости от различных условий на примере производства азотной кислоты и аммиака. Продолжить знакомство с общими научными принципами, рабочими профессиями на примере данных произ­водств.
Способствовать развитию экологического воспитания учащихся.
 
 
27/1
Общая характеристика элементов 5 группы
главной подгруппы. Физические и химические свойства азота.
 
 
Знать физические и химические свойства азота. Уметь давать характеристику подгруппы элементов (подгруппы азота) по плану, исходя из положения в пе­риодической системе и строению атомов; уметь доказывать химические свойства азота - составлять уравнения химических ре­акций в свете представле­ний об окислительно - восстановительных реакциях и закономерностях протека­ния химических реакций
 
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
 
 
28/2
Аммиак. Строе­ние молекулы, физические и химические свойства
 
Демонстрации:
1) растворение аммиака в воде; 2) получение хлорида ам­мония
Знать строение молекулы аммиака (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства. Уметь доказывать химиче­ские свойства аммиака: за­писывать уравнения реак­ций аммиака с кислородом, водой, кислотами и рассмат­ривать их с точки зрения теории электролитической диссоциации и окислитель­но - восстановительных процессов
 
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
29/3
Получение ам­миака и опыты с ним. Ознакомле­ние со свойства­ми водного рас­твора аммиака
 
Практическая работа № 3
Знать лабораторный способ получения аммиака и метод его определения. Уметь практически полу­чать аммиак и доказывать опытным путем его нали­чие; проводить опыты с ам­миаком, записывать уравне­ния реакции в молекуляр­ном и ионном виде, анали­зировать результаты прово­димых опытов, делать вы­воды
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
30/4
Азотная кислота, строение, свой­ства, применение. Взаимодействие азотной кислоты с металлами.
 
Демонстрации:
свойства азотной кислоты (взаимодействие с медью)
Знать строение, свойства и применение азотной кисло­ты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами). Уметь доказывать общие и особые химические свойст­ва азотной кислоты, запи­сывать уравнения химиче­ских реакций в свете пред­ставлений об электролити­ческой диссоциации и окис­лительно- восстановитель­ных процессах
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
31/5
Соли аммония, нитраты. Круговорот азота в природе.
 
Лабораторные опыты:
взаимодействие солей аммо­ния со щелочами. Демонстрации: Качественная реакция на нитраты (сухие и растворы)
Знать состав, строение, свойства и применение со­лей аммония и нитратов. Круговорот азота в природе.  Уметь доказывать общие свойства солей на примере солей аммония и нитратов, записывать уравнения хими­ческих реакций в молеку­лярном, ионном, окисли­тельно - восстановительном виде. Уметь доказывать особые свойства солей аммония и нитратов
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
32/6
Фосфор и его соединения (краткая харак­теристика)
 
 
Знать характеристику фос­фора как химического эле­мента и как простого веще­ства. Уметь доказывать химиче­ские свойства фосфора, как простого вещества; записывать урав­нения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролити­ческой диссоциации и окис­лительно - восстановитель­ных процессов
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
33/7
Оксид фосфора, ортофосфорная кислота.
 
 
Знать строение и свой­ства соединений фосфора (оксида, кислот и солей). Уметь доказывать химиче­ские свойства его соединений (оксида, кисло­ты, соли); записывать урав­нения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролити­ческой диссоциации и окис­лительно - восстановитель­ных процессов
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
34/8
Минеральные удобрения
 
Лабораторный опыт: ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями
Знать классификацию минеральных удобрений, условия их хранения, рационального использования, время внесения и особенно­сти их влияния на растения (при недостатке или избыт­ке удобрений). Знать состав, строение, свойства, получение неко­торых представителей азот­ных, фосфорных и калий­ных удобрений. Уметь записывать состав и получение основных видов азотных и фосфорных удоб­рений. Знать основные на­правления химизации на­родного хозяйства
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
 
 
35/9
«Определение минеральных удобрений»
 
 
Практическая работа № 4
Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить реакции между веществами, знать качественные реакции.
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
36/10
Контрольная работа по темам 3, 4
 
 
Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач
 
 
 
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
Тема 5. Подгруппа углерода  8 часов
Основные задачи изучения темы:
способствовать дальнейшему закреплению знаний о периодической системе, периодическом законе и строении атома на примере характеристики элементов IV группы главной подгруппы. Ознакомить учащихся с составом, строением и свойства­ми простых и сложных веществ, образованных элементами подгруппы углерода. Закрепить знания о кристаллической ре­шетке, аллотропии на примере углерода и кремния.
Показать причинно - следственную зависимость между составом, строе­нием, свойствами и применением этих веществ и их соединений.
Способствовать развитию умений решать качественные задачи по определению и получению веществ. Научить учащихся решать расчетные задачи на определение массы или объе­ма продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. Познакомить учащихся с круговоротом углерода в природе, его значением. Продолжить формирование навыков логического мышления: сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
 
 
 
 
 
 
 
37/1
Общая характе­ристика подгруппы углерода
 
 
Знать общую характеристику подгруппы элементов 6 группы главной подгруппы, исходя
из положения в периодиче-
ской системе и строения
атома.
Знать характеристику про-
стых веществ, образованных
этими элементами, их со-
став, свойства, характер
соединений, образованных
данными элементами.
Знать причину изменения
свойств элементов, простых
веществ и их соединений в
группе с увеличением отно-
сительной атомной массы
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
38/2
Характеристика
углерода.
Химические
свойства углерода
Адсорбция
 
 
Демонстрации:
1) поглощение углем растворенных веществ и газов
2)восстановление меди и
оксида меди (П) углем
Знать сроение атома углерода; знать
понятие адсорбции, применение углерода, физические и химические
свойства углерода.
Уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода.
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
39/3
Оксиды углерода
Состав, строение, свойства,
применение
 
Демонстрации:
1) получение оксида угле-
рода (VI) и взаимодейст-
вие его с водой, раство
рами щелочи;
2) изучение устройства и
принципа действия огнетушителя на модели
Знать состав, строение,
свойства, применение окси-
дов углерода (П и IV)
Уметь сравнивать состав и
строение оксидов, указывать причины их сходства и отличия.
Уметь доказывать химические свойства оксидов углерода (П и IV), записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном
виде
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
40/4
Угольная  кислота.
Карбонаты. Круговорот угле­рода в природе
 
Демонстрации:
получение кремниевой
кислоты.
Лабораторные опыты:
1)ознакомление со свойствами и взаимопревраще­ниями карбонатов и гидрокарбонатов; 2) качественная реакция на карбонат-ион,' 3) ознакомление с образца­ми природных силикатов
Знать состав, строение и применение угольной кислоты иее солей. Знать качественную реакцию на карбонат-ион, круго­ворот углерода в природе. Уметь доказывать химиче­ские свойства угольной кислоты и ее солей, записывать уравне­ния реакций в молекулярном и ионном виде.
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
41/5
Кремний и его соединения.
 
 
Знать строение атома кремния, свойства кремния и его соединений, уметь записывать уравнения химических реакций
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
42/6
Силикатная промышленность
 
Демонстрации:
1) виды стекла; 2) затвердевание цемента при смешивании с водой. Лабораторные опыты: ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией "Стекло и изделия из стек­ла")
Знать определение сили­катной промышленности и основные виды строитель­ных материалов, выпускае­мых ею. Знать сырье, используемое в силикатной промышленно­сти , свойства цемента, стекла, бетона; получение стекла и цемента в промыш­ленности, основные области применения стекла, цемен­та, бетона, керамики
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
43/7
«Получение углекислого газа и изучение его свойств»
 
 
Практическая работа № 5
Уметь применять знания и умения, полученные при изучении темы, решать задачи нового типа
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
44/8
Контрольная работа по теме « Подгруппа углерода» 
 
 
 
 
 
 
 
Знать понятия тем, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
 
Тема 6. Общие свойства металлов 4 часа
Основные задачи изучения темы:
Познакомить учащихся со строением и общими свойствами металлов, исходя из положения их в периодической системе и строения атома.
Дать понятие о металлической связи и металлической кристаллической решетке,
 Сформировать представление об электролизе и коррозии металлов,
Рассмотреть их с точки зрения окислительно - восстано­вительных процессов.
Показать значение металлов и сплавов, коррозии и электролиза для развития народного хозяйства.
Продолжить формирование мировоззренческих взглядов: умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов, доказывать переход количественных в качественные, выявлять общее и единичное при рассмотрении свойств металлов.
 
 
45/1
Общая характе-
ристика метал-
лов. Способы получения,
физические свойства
 
Демонстрации:
образцы металлов, изучение
их электрической проводи-
мости. Модели кристалличе-
ских решеток металлов;
Лабораторные опыты:
рассмотрение образцов ме-
талов
 
Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки,
способы получения металлов.
Уметь давать общую характеристику металлов по положению в периодической
системе и строению атомов;
уметь объяснять физические
свойства металлов, исходя
из строения решетки метал-
лов и металлической связи.
 
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
 
 
46/2
Химические свойства металлов.
 
Взаимодействие металлов с
неметаллами и водой, кислотами.
 
Знать химические свойства металлов. Уметь доказывать химические свойства металлов; записывать уравнения химических реакций в молеку­лярном и окислительно -восстановительном виде
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
 
 
47/3
Сплавы
 
Демонстрации:
Образцы сплавов
Знать примеры сплавов. Состав и области применения.
Умение выделять главное, обобщать и классифицироваь.
 
 
48/4
Контрольная работа за 3 четверть
 
 
Знать понятия тем, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
 
Тема 7. Металлы главных  подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева                         5 часов
Основные задачи изучения темы:
Расширить и углубить знания учащихся о характеристике химических элементов и образуемых ими простых веществ на примере металлов I - Ш групп главных подгрупп.
Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами металлов I - Ш групп главных подгрупп, а также со свойствами соединений, образованных этими металлами.
Дать понятие жесткости воды и способов ее устранения.
Закрепить понятие амфотерности на примере алюминия и его соединений. Продолжат:, формирование умений прогнозировать свойства веществ, исходя из их состава и строения.
Закрепить навыки учащихся в решении расчетных и практических задач, показать связь химии с жизнью.
 
 
49/1
Общая характе­ристика щелочных металлов.
 
Лабораторные опыты:
ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия
Уметь давать общую харак­теристику металлов I группы главных под­групп в сравнении на осно­вании положения в периоди­ческой системе и строения атомов. Уметь предсказывать и до­казывать химические свой­ства металлов главной под­группы,   нахо­дить общее и отличное, знать причины этого. Уметь записывать уравне­ния химических реакций, доказывать свойства этих металлов. Знать области применения металлов главных подгрупп 1 группы
 
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
50/2
Положение магния и кальция в периодической таблице. Кальций, его соединения.
 
Демонстрации: взаимодействие кальция с водой;  взаимодействие оксида кальция с водой;  качественная реакция на ионы кальция и бария
Знать качественные реакции на ион кальция, области при­менения кальция и его соединений, превращение сое­динений кальция в природе. Уметь давать характеристи­ку кальцию как химическому элементу и простому веще­ству. Уметь записывать уравне­ния реакций, доказывающие химические свойства каль­ция и его соединений (оксида, гидроксида, соли) в молекулярном, ионном и окислительно - восстанови­тельном виде
 
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
51/3
Жесткость воды и способы ее устранения
 
Демонстрации:
устранение жесткости воды
Знать понятие жесткости воды, ее виды. Знать, чем обусловлена же­сткость, способы устранения временной и постоянной жесткости воды в промыш­ленности и быту. Уметь объяснять способы устранения жесткости, запи­сывать химические уравне­ния в молекулярном и ион­ном виде
 
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
 
 
52/4
Алюминий, строение, свой­ства. Соединения алюминия
 
Демонстрации: взаимодействие алюми­ния с кислородом водой, кислотами, солями;  механическпрочность оксидной пленки алюми­ния. Лабораторный опыт: ознакомление с образцами алюминия и его сплавов
Уметь давать характеристи­ку алюминия как химическо­го элемента и простого ве­щества в сравнении с метал­лами I и П групп главных подгрупп. Уметь записывать уравне­ния, доказывающие химиче­ские свойства алюминия и его соединений (оксида и гидроксида) в молекулярном, ионном и окислительно - вос­становительном виде
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
 
 
53/5
Решение   экспе­риментальных задач по теме №6
 
Практическая работа № 6
Уметь давать сравнитель­ную характеристику элемен­тов (металлов) I - Ш групп главных под­групп, указывая причину сходства и отличия; уметь применять полученные зна­ния при решении качествен­ных и расчетных задач Уметь определять соедине­ния металлов I - П групп главных подгрупп по анио­нам, осуществлять превра­щения Уметь проводить опыты между веществами в раство­рах, наблюдать, делать вы­воды, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
 
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
    
Тема 8. Железо – представитель элементов побочных подгрупп 3 часа 
Основные задачи изучения темы:
Познакомить учащихся с элементом побочной подгруппы периодической системы - железом, его строением и свойствами На основе имеющихся знаний продолжить формирование умений учащихся самостоятельно делать выводы и строить пред­положения о строении и свойствах соединений железа (П и Ш - валентного).
Продолжить формирование практических умений и навыков по проведению химических опытов, работе с приборами и реактивами.
Показать значение соединений железа для развития народного хозяйства и промышленности.
 
 
54/1
Железо, строение, свойства. 
 
Демонстрация: горение железа в кислороде, получение гидроксидов железа (2 и 3)
Знать нахождение железа в природе, способы его получения, применение, физические свойства. Уметь доказывать химические свойства железа, как элемента побочной подгруппы, свойства соединений железа, записывать уравнения в свете ТЭД, о/в виде
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
 
 
55/2
Соединения железа. Применение же­леза и его соеди­нений
 
Лабораторные опыты:
ознакомление с образцами чугуна и стали
  Уметь доказывать химические свойства соединений железа, записывать уравнения в свете ТЭД, о/в виде знать основные области применения железа
Умение выступать перед классом, отвечать на вопросы, анализировать и ориентироваться по теме выступления.
 
 
56/3
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
 
Практическая работа № 7
Уметь решать эксперимен­тальные задачи по опреде­лению веществ в растворе, доказывать наличие суль­фат - иона, практически осу­ществлять превращения различных веществ. Уметь проводить наблюде­ния, делать выводы, запи­сывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно - восстанови­тельном виде; соблюдать правила по технике безо­пасности при выполнении опытов
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
 
 
Тема 9. Металлургия 3 часа
Основные задачи изучения темы:
Познакомить учащихся с основными промышленными способами получения металлов.
Дать понятие о металлургки, как отрасли химического производства, показать перспективы ее развития.
Продолжить знакомство с общими научными прин­ципами химического производства, закономерностями протекания химических реакций на примере производства чугуне к стали.
Продолжить формирование экономических знаний учащихся, умения делать выводы, на конкретных примерах пока­зать решение проблемы безотходных производств, охраны окружающей среды. Показать значение химической науки в раз­витии доменного производства и производства стали, познакомить с профессиями работников металлургических произ­водств.
Показать роль металлургической промышленности для развития других производств.
 
 
57/1
Понятие о металлургии. Металлы
в современной
технике.
Основные способы промышленного получения
металлов
 
 
Знать определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в
развитии металлургии.
Знать понятие руды и пустой породы, основные стадии получения металла.
Уметь записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения тео­рии электролитической дис­социации и учения об окис­лительно - восстановитель­ных процессах
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
 
 
58, 59/2.3
Производство стали, чугуна
 
 
Знать сущность производ­ства стали, способы получе­ния: кислородно - конвер­торный и электродуговой. Уметь давать характеристику производства по пла­ну, записывать уравнения реакций, лежащих в основе получения стали; сравни­вать различные способы получения стали по эконо­мическим показателям. Знать основные профессии рабочих металлургических производств, общие науч­ные принципы производст­ва, вопросы охраны окру­жающей среды
Знать сущность доменного процесса - производства чугуна, его значение. Уметь давать характери­стику доменного производ­ства по плану; записывать уравнения реакций, отра­жающие химизм доменного производства; которые ре­шают проблему безотход­ных производств и вопросы охраны окружающей среды
Умение выделять главное, фиксировать тезисы, выступать
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема 10. . Первоначальные представления об органических веществах.
Органическая химия 7 часов
 
Основные задачи изучения темы:
Познакомить учащихся с основами органической химии, с тем, что изучает данная наука, чем органическая химия отличается от неорганической химии. Дать основные понятия органической химии: «гомологический ряд», «изомерия», «структурная формула», «номенклатура». Познакомить с классификацией органических веществ, иметь представление об основных классах органических соединений, особенностями их строения, а так же иметь пред­ставление о природ­ных источниках уг­леводородов. Уметь записывать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, давать им названия. Показать некоторые причины многообразия органических веществ,  значение органических соединений и их роль в жизни общества.
 
60/1
Органиче­ская химия. Основные по­ложения тео­рии строения органических соединений А. М. Бутле­рова. Упро­щенная клас­сификация органических соединений
 
 
Знать определение органичес-кой химии, углеводородов, их классификацию, ос­новные положения теории А. М. Бутле­рова, определение изомеров, некоторые свойства углеводо-родов, что изучает данная наука, раз­личия между орга­ническими и неорга­ническими вещест­вами, особенности строения и свойств органичес-ких ве­ществ; иметь представле-ние о природ­ных источниках уг­леводородов. Уметь записы-вать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, давать им названия
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
61/2
Предельные (насыщен­ные) углево­дороды
 
 
Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводо­родов; иметь пред­ставление о природ­ных источниках уг­леводородов. Уметь записы-вать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, некоторые уравне­ния химических ре­акций, характери­зующие химические свойства углеводо­родов, давать им на­звания
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
62/3
Непредель­ные (нена­сыщенные) углеводороды
 
 
Знать определение органической химии,
что изучает данная наука, определение
изомеров, некоторые свойства углеводо­родов, качественные реакции. Иметь представле­ние о природных источниках углево­дородов. Уметь записывать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ски соединений,  некоторые уравне­ния химических ре­акций, характери­зующие химические свойства углеводо­родов, давать им на­звания
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
63/4
Циклические углеводоро­ды. Природ­ные источни­ки углеводо­родов
 
 
Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводо­родов, качественные реакции.
Иметь представле­ние о природных источниках углево­дородов. Уметь записывать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, некоторые уравне­ния химических ре­акций, характери­зующие химические свойства углеводо­родов, давать им на­звания
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
64/5
 
Спирты
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры
 
 
Знать понятие о кислородсодержа­щих органических веществах (спиртах), их классификацию, определение, их свойства, области применения. Уметь записывать некоторые структур­ные формулы спиртов
Знать понятие о кислородсодержа­щих органических веществах (карбоно-вых кислотах, жи­рах), их классифика­цию, определение, их свойства, области применения, нахож­дение в природе. Уметь записывать некоторые структур­ные формулы карбо-новых кислот, жиров
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
65/6
Углеводы
 
 
Знать понятие «углеводы», их классификацию, определение, свойства, области применения, нахождение в природе.Уметь записывать некоторые структурные формулы углеводов
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
66/7
Аминокислоты. Белки. полимеры
 
 
Знать понятие «белки» их классификацию, определение, свойства, области применения, нахож­дение в природе, биологическое зна­чение.
Уметь записывать некоторые структур­ные формулы бел­ков, полимеров
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
 
Химия и жизнь 4 часа
 
 
67/1
 
Практическая работа «Знакомство с образцами лекарственных препаратов, химических средств санитарии и гигиены»
Химия и пища. Строительные и поделочные материалы. Проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни.
 
Практическая работа № 8
Уметь проводить химический экспе­римент, ознакомить­ся с образцами ле­карственных препаратов, с образцами химических средств санитарии и гигиены, делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов
Знать понятие «консервант», их роль в приготовлении пищи, калорийность жиров, белков, углеводов, их биологическую роль, вещества как строительные и поделочйные материалы (мел, мрамор, известняк,  стекло, цемент), знать проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни.
 
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
68/2
Итоговая ра­бота по хи­мии за курс 9 класса
 
 
Уметь применять знания, умения и навыки, получен­ные при изучении курса химии 9 класса
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
 
 
69, 70
Подготовка к итоговой аттестации
 
 
 
 
 
 

 


 

 

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 методические пособия для учителя:

1. Гора, Н. Н. Химия. Уроки в 9 классе : пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М. : Просвеще­ние, 2009. - 95 с.

2. Горковенко, М. Ю. Химия. 9 класс : поурочные разработки к учебникам / М. Ю. Горковенко -М.: ВАКО, 2004. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).

3. Настольная книга учителя химии / авт.-сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина. - М.: ACT : Астрель, 2002. - 190 с.

Дополнительная литература для учителя

1. Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы : пособие для учащихся обще-образоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.

2. Гаршин, А. П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химиче­ских реакциях / А. П. Гаршин. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2006. - 288 с.

3. Гузей, Л. С. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл. : учеб. пособие для общеобра­зовательных учреждений / Л. С. Гузей, Р. П. Суровцева. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.: ил.

4. Леенсон, И. А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, фа­культативных занятий и семинаров : учеб. пособие / И. А. Леенсон. - М. : ACT : Астрель, 2002. -347 с.

Дополнительная литература для учащихся

1. Габрусева, Н. И, Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2009. - 79 с.

2. Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы : пособие для учащихся обще­образоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.

3. Решение задач по химии : справочник школьника / Е. В. Шипуло, Л. Б. Кузнецова. - М. : Филологическое общество «Слово», 1999. - 468 с.

4. Хомченко, И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы / И. Г. Хом­ченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ООО «Издательство Новая волна» : Издатель Умеренков-2003.-214 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 комментарий:

  1. What Are the Minimum Deposit Casinos in Australia? - Online
    Minimum 카라 포커 deposit casinos in Australia are 장원도메인 a relatively 아이 벳 25 new form of 원피스 바카라 gambling. However, 가상 화폐 추천 even if you do play casino games for free, you can be sure

    ОтветитьУдалить