Химия: Неорганическая
химия. Органическая химия : учебник для 9 класса общеобразовательных
учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд., перераб. - М.:
Просвещение, 2009
Схема календарно-тематического планирования учебного
предмета на учебный год
№
|
Тема
|
Календ. сроки
|
Химический эксперимент
|
Базовые единицы
(ЗУН)
|
Компетентности
(УУД, ОУУН)
|
примечание
|
|||||||
Повторение основных вопросов курса 8
класса
|
|||||||||||||
1
|
Основные классы неорганических соединений
|
|
|
Знать определения основных классов соединений, их классификацию, состав и
свойства
Уметь классифицировать вещества по классам, определять характер соединений,
записывать уравнения химических реакций, составлять формулы по валентности,
называть вещества
|
Классификация, сравнение, обобщение
|
|
|||||||
Тема 1.
Теория электролитической
диссоциации 14 часов
Основные задачи изучения темы:
Углубить и
систематизировать знания учащихся о веществах и химических реакциях с точки
зрения теории электролитической диссоциации;
Дать представление
об электролитах, электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена.
Научить
учащихся записывать уравнения химических реакций в молекулярном, полном
ионном и сокращенном ионном виде, применять эти знания для характеристики
химических свойств кислот, оснований, солей. Закрепить практические навыки в решении расчетных задач (вычисления по химическим уравнениям, если одно
из реагирующих веществ дано в избытке).
Продолжить
формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств веществ от их состава и строения (свойства
ионов определяют свойства растворов электролитов), диалектический характер
химических процессов. Раскрыть значение теории
электролитической диссоциации для развития науки, использование в практике.
С целью развития
патриотического воспитания показать роль
русских ученых в создании теории электролитической диссоциации (Д.И.
Менделеев, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский и др.).
Способствовать
дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять
главное).
Продолжить изучение и углубление ранее изученных
понятий и представлений (строение атомов, ионов, виды химической связи, типы
кристаллических решеток, окислительно - восстановительные реакции,
классификация неорганических соединений).
|
|||||||||||||
2/1
|
Элекролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с
ионной и ковалентной полярной связью
|
|
Лабораторные эксперименты
Электропроводность твёрдых, жидких в-в, растворов с различными видами
связи
|
Знать понятия эл-ты, неэлектролиты, электролиты, диссоциация. Уметь
объяснить электропроводность водных растворов.
|
Сравнение, анализ. Умения формулировать выводы из эксперимента
|
|
|||||||
3 /2
|
Кислоты и основания
|
|
|
Знать определение кислот, оснований, амфолитов с точки зрения ТЭД, уметь
составлять уравнения их диссоциации
|
Классификация, сравнение, обобщение
|
|
|||||||
4/3
|
Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты
|
|
Электропроводность концентрированных и разбавленных расстворов
|
Знать определение понятий слабые и сильные электролиты, уметь составить
уравнение диссоциации к-т, солей, оснований.
|
Классификация, сравнение, обобщение
|
|
|||||||
5/4
|
Реакции ионного обмена
|
|
Реакции обмена между растворами электролитов, качественная реакция на
хлорид-ион
|
Знать условия необратимых ионных реакций, уметь писать молекулярное
полное и сокращённое ионное уравнение хим.реакций, идущей до конца.
|
Сравнение, анализ. Умения формулировать выводы из эксперимента
|
|
|||||||
6/5
|
Кислоты как электролиты
|
|
Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва к-т в свете ТЭД
|
Знать хим.св-ва к-т, уметь описать хим.св-ва к-т в свете ТЭД, знать кач. р-ии
на соляную и серную кислоты.
|
Классификация, сравнение, обобщение
|
|
|||||||
7/6
|
Основания как электролиты
|
|
Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва оснований в
свете ТЭД
|
Знать хим.св-ва оснований, уметь писать ионные уравнения с участием оснований,
знать кач. р-ию на ОН-ион.
|
Классификация, сравнение, обобщение
|
|
|||||||
8/7
|
Соли как электролиты
|
|
Демонстрация качественных реакций на ионы солей
|
Знать хим. св-ва солей, уметь писать ионные уравнения с участием
растворов солей в свете ТЭД, знать кач. р-ии на Ag+,Ca+2,PO4-3 и др. ионы (по табл. 3, с. 21)
|
Анализ. Классификация,
|
|
|||||||
9/8
|
Основные положения ТЭД.
|
|
|
Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее
создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
10/9
|
Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений
|
|
|
Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее
создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
11/10
|
Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих
веществ дано в избытке
|
|
|
Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи
|
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
|
|
|||||||
12/11
|
Окислительно-восстановительные реакции
|
|
|
Знать определение о-в реакции, окислитель, восстановитель
Уметь определять о-в реакции, составлять схему электронного баланса,
схемы полуреакций
|
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
|
|
|||||||
13/12
|
Решение экспериментальных задач по теме:»ТЭД»
|
|
Практическая работа №1
|
Знать свойства веществ с точки зрения ТЭД, реакции ионного обмена
Уметь применять знания для описания химических свойств веществ, выполнять
сам. Опыты, делать выводы
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
14/13
|
Подготовка к контрольной работе
|
|
|
Обобщить и систематизировать знания по теме «ТЭД»
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
15/14
|
Контрольная работа по теме «ТЭД»
|
|
|
Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и
решении расчетных задач
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
Тема 2.
Подгруппа кислорода 4 часа
Основные задачи изучения темы:
продолжить формирование
понятий: «химический элемент», «простое вещество», «химическая реакция»;
закрепить и углубить знания о периодической системе (характеристика группы,
главной подгруппы), строении вещества, электролитической диссоциации;
закрепить умения и навыки в выполнении химических опытов; способствовать
дальнейшему развитию мировоззренческих знаний о причинно - следственной
связи между составом, строением, свойствами и применением веществ (на примере серы, серной кислоты); подтвердить общие
и особенные свойства серной кислоты, сделать вывод о единстве окислительно
- восстановительных процессов в природе.
Продолжить формирование логического мышления: умение сравнивать химический элемент и
простое вещество (кислород и серу), их свойства, аллотропные видоизменения
(указав причины аллотропии), делать
выводы в процессе наблюдений за химическим экспериментом.
|
|||||||||||||
16/1
|
Общая характеристика подгруппы кислорода
|
|
|
Знать план общей характеристики группы, электронное строение атомов,
формулы соединений элементов с кислородом, водородом, гидроксиды, их
характер, уметь объяснять изменение
свойств соединений.
|
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
|
|
|||||||
17/2
|
Строение простых веществ. Аллотропия
Сера, строение молекул, физические и химические свойства
|
|
Ознакомление с образцами серы и ее соединениями и характеристика их по
плану
|
Знать нахождение серы в природе, хим. и физ. св-ва серы, применение серы,
уметь писать уравнения с участием серы, формулы соединений серы с О и Н.
|
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
|
|
|||||||
18/3
|
Соединения серы. Серная кислота, состав, строение, свойства, применение
|
|
Распознавание сульфат - иона в растворе
|
Знать строение
и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на
сульфат-ион. Уметь доказывать
свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной): записывать уравнения
химических реакции в молекулярном, ионном
и окислительно -восстановительном виде
|
Составление ответов согласно плану характеристики
|
|
|||||||
19/4
|
Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»
|
|
Практическая работа № 2
|
Уметь выполнять экспериментальные задачи по
определению веществ, доказывать наличие
в растворе сульфат-иона,
предполагать признаки химических реакций, проверять их экспериментально,
делать самостоятельно выводы на основе наблюдений
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
Тема 3. Основные закономерности
химических реакций. 7 часов
Основные задачи изучения темы:
познакомить учащихся с основными закономерностями протекания и управления химическими реакциями на примере производства серной кислоты (дать понятие о скорости химической реакции и химическом
равновесии).
Показать значение этих
понятий для управления различными производственными процессами.
Познакомить
учащихся с общими научными принципами производства: комплексное
использование сырья, принцип оптимальных условий, принцип автоматизации к механизации,
принцип теплообмена и другие.
Продолжить формирование мировоззренческих знаний на примере данной темы.
Указать на связь теории с
практикой.
Продолжить экологическое
образование учащихся: познакомить с основными перспективными
направлениями в развитии производства серной кислоты, способствующими охране
окружающей среды. Познакомить учащихся с основными рабочими профессиями
химического производства.
|
|||||||||||||
20/1
|
Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям
|
|
|
Знать определение
теплового эффекта химической реакции, экзотермической и эндотермической реакций,
определять термохимические уравнения. Уметь определять по тепловому
эффекту экзотермическую или эндотермическую реакции, уметь проводить расчеты по термохимическим
уравнениям, составлять термохимические уравнения
по массе исходного вещества и количеству теплоты
|
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
|
|
|||||||
21/2
|
Скорость химических реакций
|
|
Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от
природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации
веществ, от температуры. Лабораторные
опыты: изучение влияния условий на
скорость химической реакции
|
Знать определение скорости химической
реакции; зависимость скорости реакции
от природы реагирующих веществ, от поверхности соприкосновения, от
концентрации, от температуры, от катализатора. Уметь объяснять влияние различных условий на скорость химической реакции, решать задачи
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
22/3
|
Химическое равновесие,
условия его смещения принцип Ле-Шателье.
|
|
|
Знать определение
химиче-ского равновесия, понятие определение принципа
Ле-Шателье.
Уметь объяснять на примерах
условия смещения равновесия в зависимости
от условий химических реакций
|
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
|
|
|||||||
23/4
|
Производство серной кислоты контактным способом (три стадии
производства). Охрана окружающей среды
|
|
Демонстрации:
модель установки для получения серной кислоты
|
Знать химизм производства серной кислоты, условия их осуществления,
общие научные принципы, лежащие в
основе этого производства, устройство и работу аппаратов по производству серной кислоты. Знать основные профессии серно-кислотного
производства, перспективы развития данного
производства; условия охраны труда
и защиты окружающей среды. Уметь разъяснять на примере данного
производства условия, влияющие на скорость
реакций, смещение химического равновесия. Уметь объяснять значение серной кислоты для развития народного
хозяйства
|
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
|
|
|||||||
24/5
|
Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода продукта
реакции по сравнению с теоритически возможным. Подготовка к контрольной
работе.
|
|
|
Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи
|
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
|
|
|||||||
25/6
|
Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества,
содержащего определенную массу примесей. Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи
|
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
|
|
|||||||
26/7
|
Полугодовая контрольная работа
|
|
|
Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и
решении расчетных задач
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
Тема4. Подгруппа
азота 10 часов
Основные задачи изучения темы:
углубить
и расширить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе
химических элементов, строении атомов на примере
характеристики элементов пятой группы главной подгруппы, строении и
свойствах: простых веществ к соединений, образованных азотом и
фосфором.
Продолжить
формирование знаний об электролитической диссоциации и окислительно -
восстановительных реакциях на примере свойств соединений азота и фосфора,
показать зависимость свойств о веществ от
строения. Закрепить практические навыки по выполнению химического
эксперимента. Способствовать дальнейшему
закреплению навыков в решении расчетных задач (определение массовой, объемной
доли выхода продукта реакции от теоретически возможного).
Раскрыть связь науки с
производством: продолжить формирование знаний об основных закономерностях протекания
химических реакций в зависимости от различных условий на примере производства
азотной кислоты и аммиака. Продолжить
знакомство с общими научными принципами, рабочими профессиями на примере
данных производств.
Способствовать развитию экологического воспитания учащихся.
|
|||||||||||||
27/1
|
Общая характеристика элементов 5 группы
главной подгруппы. Физические и химические свойства
азота.
|
|
|
Знать физические и химические свойства азота.
Уметь давать характеристику подгруппы элементов (подгруппы азота) по плану, исходя из положения в периодической
системе и строению атомов; уметь доказывать химические свойства азота -
составлять уравнения химических реакций в
свете представлений об окислительно - восстановительных реакциях и
закономерностях протекания химических
реакций
|
Действия по алгоритму, сравнение, анализирование, умозаключение
|
|
|||||||
28/2
|
Аммиак. Строение молекулы, физические и химические свойства
|
|
Демонстрации:
1) растворение аммиака в воде; 2)
получение хлорида аммония
|
Знать строение молекулы аммиака (тип связи, тип кристаллической
решетки), физические и химические свойства.
Уметь доказывать химические свойства аммиака:
записывать уравнения реакций аммиака с кислородом, водой, кислотами и рассматривать
их с точки зрения теории электролитической диссоциации и окислительно
- восстановительных процессов
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
29/3
|
Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака
|
|
Практическая работа № 3
|
Знать лабораторный способ получения аммиака и метод его определения. Уметь практически получать
аммиак и доказывать опытным путем его наличие; проводить опыты с аммиаком, записывать уравнения реакции в
молекулярном и ионном виде, анализировать
результаты проводимых опытов, делать выводы
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
30/4
|
Азотная кислота, строение, свойства,
применение. Взаимодействие азотной кислоты с металлами.
|
|
Демонстрации:
свойства азотной кислоты (взаимодействие с медью)
|
Знать строение,
свойства и применение азотной кислоты, особые
свойства азотной кислоты
(взаимодействие с металлами). Уметь доказывать
общие и особые химические свойства азотной кислоты, записывать
уравнения химических реакций в свете представлений
об электролитической диссоциации и окислительно-
восстановительных процессах
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
31/5
|
Соли аммония, нитраты. Круговорот
азота в природе.
|
|
Лабораторные
опыты:
взаимодействие солей аммония со щелочами. Демонстрации: Качественная реакция на нитраты (сухие и растворы)
|
Знать состав, строение,
свойства и применение солей аммония и нитратов. Круговорот азота в
природе. Уметь доказывать общие свойства солей на примере солей аммония и
нитратов, записывать уравнения химических
реакций в молекулярном, ионном, окислительно - восстановительном виде. Уметь доказывать
особые свойства солей аммония и нитратов
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
32/6
|
Фосфор и его соединения (краткая
характеристика)
|
|
|
Знать характеристику фосфора как химического
элемента и как простого вещества. Уметь
доказывать химические свойства фосфора, как простого вещества; записывать уравнения химических реакций, разъяснять
эти свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных процессов
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
33/7
|
Оксид фосфора, ортофосфорная кислота.
|
|
|
Знать строение и свойства соединений фосфора (оксида, кислот и солей). Уметь доказывать химические свойства его соединений (оксида, кислоты, соли);
записывать уравнения химических реакций,
разъяснять эти свойства в свете
теории электролитической
диссоциации и окислительно - восстановительных процессов
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
34/8
|
Минеральные удобрения
|
|
Лабораторный опыт: ознакомление с азотными и
фосфорными удобрениями
|
Знать классификацию минеральных удобрений, условия их хранения,
рационального использования, время внесения и особенности их влияния на
растения (при недостатке или избытке
удобрений). Знать состав,
строение, свойства, получение некоторых представителей азотных, фосфорных и калийных удобрений. Уметь записывать состав и получение
основных видов азотных и фосфорных удобрений. Знать основные направления химизации народного
хозяйства
|
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
|
|
|||||||
35/9
|
«Определение минеральных удобрений»
|
|
Практическая работа № 4
|
Уметь
доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить
реакции между веществами, знать
качественные реакции.
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
36/10
|
Контрольная работа по темам 3, 4
|
|
|
Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и
решении расчетных задач
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
Тема 5. Подгруппа углерода 8 часов
Основные задачи изучения темы:
способствовать
дальнейшему закреплению знаний о периодической системе, периодическом законе
и строении атома на примере характеристики элементов IV группы главной подгруппы. Ознакомить учащихся с составом, строением и
свойствами простых и сложных веществ,
образованных элементами подгруппы углерода. Закрепить знания о
кристаллической решетке, аллотропии на примере углерода и кремния.
Показать причинно -
следственную зависимость между составом, строением, свойствами и применением этих веществ и их соединений.
Способствовать
развитию умений решать качественные задачи по
определению и получению веществ. Научить учащихся решать расчетные задачи на
определение массы или объема продукта реакции по известной массе или объему
исходного вещества, содержащего примеси. Познакомить учащихся с круговоротом
углерода в природе, его значением. Продолжить формирование навыков
логического мышления: сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
37/1
|
Общая характеристика подгруппы углерода
|
|
|
Знать общую характеристику подгруппы элементов 6
группы главной подгруппы, исходя
из положения в периодиче-
ской системе и строения
атома.
Знать характеристику про-
стых веществ, образованных
этими элементами, их со-
став, свойства, характер
соединений, образованных
данными элементами.
Знать причину изменения
свойств элементов, простых
веществ и их соединений в
группе с увеличением отно-
сительной атомной массы
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
38/2
|
Характеристика
углерода.
Химические
свойства углерода
Адсорбция
|
|
Демонстрации:
1) поглощение углем растворенных веществ и газов
2)восстановление меди и
оксида меди (П) углем
|
Знать сроение атома углерода; знать
понятие адсорбции, применение углерода, физические и
химические
свойства углерода.
Уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода.
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
39/3
|
Оксиды углерода
Состав, строение, свойства,
применение
|
|
Демонстрации:
1) получение оксида угле-
рода (VI) и взаимодейст-
вие его с водой, раство
рами щелочи;
2) изучение устройства и
принципа действия огнетушителя на модели
|
Знать состав, строение,
свойства, применение окси-
дов углерода (П и IV)
Уметь сравнивать состав и
строение оксидов, указывать причины их сходства и
отличия.
Уметь доказывать химические свойства оксидов углерода (П и IV), записывать уравнения химических
реакций в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном
виде
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
40/4
|
Угольная кислота.
Карбонаты. Круговорот углерода в природе
|
|
Демонстрации:
получение кремниевой
кислоты.
Лабораторные опыты:
1)ознакомление со свойствами и
взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов;
2) качественная реакция на карбонат-ион,'
3) ознакомление с образцами природных силикатов
|
Знать состав, строение и применение угольной кислоты
иее солей. Знать качественную реакцию на карбонат-ион, круговорот углерода в
природе. Уметь доказывать химические
свойства угольной кислоты и ее солей,
записывать уравнения реакций в
молекулярном и ионном виде.
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
41/5
|
Кремний и его соединения.
|
|
|
Знать строение атома кремния, свойства кремния и его соединений, уметь
записывать уравнения химических реакций
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
42/6
|
Силикатная промышленность
|
|
Демонстрации:
1) виды стекла; 2) затвердевание цемента при смешивании с водой. Лабораторные опыты: ознакомление с
видами стекла (работа с коллекцией "Стекло и изделия из стекла")
|
Знать определение силикатной промышленности и
основные виды строительных материалов,
выпускаемых ею. Знать сырье, используемое в силикатной промышленности , свойства
цемента, стекла, бетона; получение стекла и цемента в промышленности,
основные области применения стекла, цемента,
бетона, керамики
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
43/7
|
«Получение углекислого газа и изучение его свойств»
|
|
Практическая работа № 5
|
Уметь применять знания и умения, полученные при
изучении темы, решать задачи нового
типа
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
44/8
|
Контрольная работа по теме « Подгруппа
углерода»
|
|
|
Знать понятия тем, уметь применить знания при выполнении упражнений и
решении расчетных задач
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
Тема 6. Общие свойства металлов 4 часа
Основные задачи изучения
темы:
Познакомить учащихся со
строением и общими свойствами металлов, исходя из положения их в
периодической системе и строения атома.
Дать понятие о
металлической связи и металлической кристаллической решетке,
Сформировать представление об
электролизе и коррозии металлов,
Рассмотреть их с точки зрения окислительно - восстановительных процессов.
Показать значение металлов и
сплавов, коррозии и электролиза для развития народного хозяйства.
Продолжить формирование
мировоззренческих взглядов: умения учащихся устанавливать
причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов,
доказывать переход количественных в качественные, выявлять общее и единичное
при рассмотрении свойств металлов.
|
|||||||||||||
45/1
|
Общая характе-
ристика метал-
лов. Способы получения,
физические свойства
|
|
Демонстрации:
образцы металлов, изучение
их электрической проводи-
мости. Модели кристалличе-
ских решеток металлов;
Лабораторные опыты:
рассмотрение образцов ме-
талов
|
Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической
решетки,
способы получения металлов.
Уметь давать общую характеристику металлов по положению в периодической
системе и строению атомов;
уметь объяснять физические
свойства металлов, исходя
из строения решетки метал-
лов и металлической связи.
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
46/2
|
Химические свойства металлов.
|
|
Взаимодействие металлов с
неметаллами и водой, кислотами.
|
Знать химические свойства металлов. Уметь доказывать химические свойства металлов; записывать уравнения химических реакций в молекулярном
и окислительно -восстановительном виде
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
47/3
|
Сплавы
|
|
Демонстрации:
Образцы сплавов
|
Знать примеры сплавов. Состав и области применения.
|
Умение выделять главное, обобщать и классифицироваь.
|
|
|||||||
48/4
|
Контрольная работа
за 3 четверть
|
|
|
Знать понятия тем, уметь применить знания при выполнении упражнений и
решении расчетных задач
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
Тема 7. Металлы главных подгрупп
1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева 5 часов
Основные задачи изучения темы:
Расширить и углубить
знания учащихся о характеристике химических элементов и образуемых ими
простых веществ на примере металлов I - Ш групп главных
подгрупп.
Познакомить учащихся с физическими
и химическими свойствами металлов I - Ш групп главных подгрупп, а также со
свойствами соединений, образованных этими металлами.
Дать понятие жесткости воды и способов ее устранения.
Закрепить понятие амфотерности на примере алюминия и его
соединений. Продолжат:, формирование умений прогнозировать свойства веществ,
исходя из их состава и строения.
Закрепить навыки учащихся в решении расчетных и практических
задач, показать связь химии с жизнью.
|
|||||||||||||
49/1
|
Общая характеристика щелочных металлов.
|
|
Лабораторные
опыты:
ознакомление с образцами важнейших солей
натрия, калия
|
Уметь давать общую характеристику металлов I группы главных подгрупп в сравнении на
основании положения в периодической
системе и строения атомов. Уметь предсказывать и доказывать химические свойства
металлов главной подгруппы, находить общее и отличное, знать причины
этого. Уметь записывать уравнения химических реакций,
доказывать свойства этих металлов. Знать области применения металлов главных подгрупп 1 группы
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
50/2
|
Положение магния и кальция в периодической таблице.
Кальций, его соединения.
|
|
Демонстрации: взаимодействие кальция с водой; взаимодействие оксида кальция с водой; качественная реакция на ионы кальция и бария
|
Знать качественные реакции на ион кальция,
области применения кальция и его соединений, превращение соединений кальция в природе. Уметь
давать
характеристику
кальцию как химическому элементу и простому веществу. Уметь записывать уравнения
реакций, доказывающие химические свойства кальция и его соединений (оксида, гидроксида, соли) в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном виде
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
51/3
|
Жесткость воды и способы ее устранения
|
|
Демонстрации:
устранение жесткости воды
|
Знать понятие жесткости воды, ее виды. Знать, чем
обусловлена жесткость, способы устранения временной и постоянной жесткости
воды в промышленности и быту. Уметь объяснять способы устранения жесткости,
записывать химические уравнения в молекулярном и ионном виде
|
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
|
|
|||||||
52/4
|
Алюминий, строение, свойства.
Соединения алюминия
|
|
Демонстрации: взаимодействие алюминия с кислородом
водой, кислотами, солями;
механическпрочность оксидной пленки алюминия. Лабораторный опыт:
ознакомление с образцами алюминия и его сплавов
|
Уметь давать характеристику алюминия как химического
элемента и простого вещества в сравнении с металлами I и
П групп главных подгрупп. Уметь записывать уравнения, доказывающие химические
свойства алюминия и его соединений (оксида и гидроксида) в молекулярном,
ионном и окислительно - восстановительном виде
|
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
|
|
|||||||
53/5
|
Решение экспериментальных задач по теме №6
|
|
Практическая работа № 6
|
Уметь давать сравнительную характеристику элементов
(металлов) I -
Ш групп главных подгрупп, указывая причину сходства и отличия; уметь
применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач Уметь определять
соединения металлов I - П групп главных
подгрупп по анионам, осуществлять превращения Уметь проводить
опыты между веществами в растворах,
наблюдать, делать выводы, записывать уравнения реакций в
молекулярном и ионном виде
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
Тема 8. Железо – представитель элементов побочных подгрупп 3 часа
Основные задачи изучения
темы:
Познакомить учащихся с элементом побочной подгруппы периодической системы - железом,
его строением и свойствами На основе
имеющихся знаний продолжить формирование
умений учащихся самостоятельно делать выводы и строить предположения
о строении и свойствах соединений железа (П и Ш - валентного).
Продолжить формирование практических умений и
навыков по проведению химических опытов, работе с приборами и реактивами.
Показать значение соединений
железа для развития народного хозяйства и промышленности.
|
|||||||||||||
54/1
|
Железо, строение, свойства.
|
|
Демонстрация: горение железа в кислороде, получение гидроксидов железа (2
и 3)
|
Знать нахождение железа в природе, способы его получения, применение,
физические свойства. Уметь доказывать химические свойства железа, как элемента
побочной подгруппы, свойства соединений железа, записывать уравнения в свете
ТЭД, о/в виде
|
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
|
|
|||||||
55/2
|
Соединения железа. Применение железа и его соединений
|
|
Лабораторные опыты:
ознакомление с образцами чугуна и стали
|
Уметь доказывать химические свойства
соединений железа, записывать уравнения в свете ТЭД, о/в виде знать основные
области применения железа
|
Умение выступать перед классом, отвечать на вопросы, анализировать и
ориентироваться по теме выступления.
|
|
|||||||
56/3
|
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
|
|
Практическая работа № 7
|
Уметь решать экспериментальные задачи по определению веществ в
растворе, доказывать наличие сульфат - иона, практически осуществлять превращения различных веществ. Уметь проводить наблюдения, делать выводы, записывать уравнения реакций в молекулярном,
ионном, окислительно - восстановительном виде; соблюдать правила по технике безопасности
при выполнении опытов
|
Анализ. Классификация, обобщение, умение делать выводы
|
|
|||||||
Тема 9. Металлургия 3 часа
Основные задачи изучения темы:
Познакомить учащихся с
основными промышленными способами получения металлов.
Дать понятие о
металлургки, как отрасли химического производства, показать
перспективы ее развития.
Продолжить знакомство с общими научными принципами
химического производства, закономерностями протекания химических реакций на
примере производства чугуне к стали.
Продолжить формирование экономических знаний учащихся, умения делать выводы, на
конкретных примерах показать решение проблемы безотходных производств,
охраны окружающей среды. Показать значение
химической науки в развитии доменного
производства и производства стали, познакомить
с профессиями работников металлургических производств.
Показать роль металлургической промышленности для развития других производств.
|
|||||||||||||
57/1
|
Понятие о металлургии. Металлы
в современной
технике.
Основные способы промышленного
получения
металлов
|
|
|
Знать определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых
в
развитии металлургии.
Знать понятие руды и пустой породы, основные стадии получения
металла.
Уметь записывать уравнения реакций получения металлов
с точки зрения теории
электролитической диссоциации и учения об окислительно - восстановительных
процессах
|
Умение выделять главное, фиксировать тезисы
|
|
|||||||
58, 59/2.3
|
Производство стали, чугуна
|
|
|
Знать сущность производства стали, способы получения:
кислородно - конверторный и электродуговой. Уметь давать характеристику
производства по плану, записывать
уравнения реакций, лежащих в основе получения стали; сравнивать различные способы получения стали по
экономическим показателям. Знать основные
профессии рабочих металлургических производств, общие научные
принципы производства, вопросы охраны окружающей среды
Знать сущность доменного процесса - производства чугуна, его значение. Уметь давать характеристику доменного производства по плану; записывать уравнения
реакций, отражающие химизм доменного производства; которые решают проблему безотходных производств и вопросы охраны окружающей среды
|
Умение выделять главное, фиксировать тезисы, выступать
|
|
|||||||
Тема 10. . Первоначальные
представления об органических веществах.
Органическая химия 7 часов
Основные задачи изучения темы:
Познакомить учащихся с основами органической химии, с тем, что изучает
данная наука, чем органическая химия отличается от неорганической химии. Дать
основные понятия органической химии: «гомологический ряд», «изомерия»,
«структурная формула», «номенклатура». Познакомить с классификацией
органических веществ, иметь представление об основных классах органических
соединений, особенностями их строения, а так же иметь представление о природных
источниках углеводородов. Уметь записывать полные и сокращенные структурные
формулы органических соединений, давать им названия. Показать некоторые
причины многообразия органических веществ,
значение органических соединений и их роль в жизни общества.
|
|||||||||||||
60/1
|
Органическая химия. Основные положения теории строения органических
соединений А. М. Бутлерова. Упрощенная классификация органических
соединений
|
|
|
Знать определение органичес-кой химии, углеводородов, их классификацию,
основные положения теории А. М. Бутлерова, определение изомеров, некоторые
свойства углеводо-родов, что изучает данная наука, различия между органическими
и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органичес-ких
веществ; иметь представле-ние о природных источниках углеводородов. Уметь
записы-вать полные и сокращенные структурные формулы органических
соединений, давать им названия
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
61/2
|
Предельные (насыщенные) углеводороды
|
|
|
Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение
изомеров, некоторые свойства углеводородов; иметь представление о природных
источниках углеводородов. Уметь записы-вать полные и сокращенные
структурные формулы органических соединений, некоторые уравнения химических
реакций, характеризующие химические свойства углеводородов, давать им названия
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
62/3
|
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды
|
|
|
Знать определение органической химии,
что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводородов, качественные реакции. Иметь представление о природных источниках углеводородов. Уметь записывать полные и сокращенные структурные формулы органически соединений, некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов, давать им названия |
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
63/4
|
Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов
|
|
|
Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение
изомеров, некоторые свойства углеводородов, качественные реакции.
Иметь представление о природных источниках углеводородов. Уметь
записывать полные и сокращенные структурные формулы органических
соединений, некоторые уравнения химических реакций, характеризующие
химические свойства углеводородов, давать им названия
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
64/5
|
Спирты
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры
|
|
|
Знать понятие о кислородсодержащих органических веществах (спиртах), их
классификацию, определение, их свойства, области применения. Уметь записывать
некоторые структурные формулы спиртов
Знать понятие о кислородсодержащих органических веществах (карбоно-вых
кислотах, жирах), их классификацию, определение, их свойства, области
применения, нахождение в природе. Уметь записывать некоторые структурные
формулы карбо-новых кислот, жиров
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
65/6
|
Углеводы
|
|
|
Знать понятие «углеводы», их классификацию, определение, свойства,
области применения, нахождение в природе.Уметь записывать некоторые
структурные формулы углеводов
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
66/7
|
Аминокислоты. Белки. полимеры
|
|
|
Знать понятие «белки» их классификацию, определение, свойства, области
применения, нахождение в природе, биологическое значение.
Уметь записывать некоторые структурные формулы белков, полимеров
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
Химия и жизнь 4 часа
|
|||||||||||||
67/1
|
Практическая работа «Знакомство с образцами лекарственных препаратов,
химических средств санитарии и гигиены»
Химия и пища. Строительные и поделочные материалы. Проблемы безопасного
использования веществ в повседневной жизни.
|
|
Практическая работа № 8
|
Уметь проводить химический эксперимент, ознакомиться с образцами лекарственных
препаратов, с образцами химических средств санитарии и гигиены, делать
выводы, соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов
Знать понятие «консервант», их роль в приготовлении пищи, калорийность
жиров, белков, углеводов, их биологическую роль, вещества как строительные и
поделочйные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент), знать проблемы безопасного
использования веществ в повседневной жизни.
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
68/2
|
Итоговая работа по химии за курс 9 класса
|
|
|
Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении курса
химии 9 класса
|
Сравнение, умение выделять главное, систематизировать
|
|
|||||||
69, 70
|
Подготовка к итоговой аттестации
|
|
|
|
|
|
|||||||
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения
химии ученик должен
знать / понимать:
химическую символику:
знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических
реакций;
важнейшие химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы,
ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса,
молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и
неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель,
окисление и восстановление;
основные законы химии:
сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть: химические элементы, соединения
изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного
(порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к
которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и
главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода
до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева
и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и
свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических
веществ;
- определять: состав веществ по их формулам,
принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических
реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип
химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного
обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений
изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической
системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным
оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород,
углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-,
карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по
формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество
вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе
реагентов или продуктов реакции;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей
среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей
среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах,
используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Перечень учебно-методического обеспечения
методические
пособия для учителя:
1. Гора, Н. Н. Химия. Уроки в 9 классе : пособие для учителя / Н. Н. Гара.
- М. : Просвещение, 2009. - 95 с.
2. Горковенко, М. Ю. Химия. 9 класс : поурочные разработки к учебникам / М.
Ю. Горковенко -М.: ВАКО, 2004. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).
3. Настольная книга учителя химии / авт.-сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова,
А. А. Каверина. - М.: ACT : Астрель, 2002. - 190 с.
Дополнительная литература для учителя
1. Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы : пособие для
учащихся обще-образоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.:
Просвещение, 2009. - 96 с.
2. Гаршин, А. П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах,
формулах, химических реакциях / А. П. Гаршин. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.:
Лань, 2006. - 288 с.
3. Гузей, Л. С. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл. : учеб. пособие
для общеобразовательных учреждений / Л. С. Гузей, Р. П. Суровцева. - М.:
Дрофа, 2001. - 288 с.: ил.
4. Леенсон, И. А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных
рефератов, факультативных занятий и семинаров : учеб. пособие / И. А. Леенсон.
- М. : ACT : Астрель, 2002. -347 с.
Дополнительная литература для учащихся
1. Габрусева, Н. И, Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс : пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / Н. И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2009. - 79 с.
2. Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы : пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.:
Просвещение, 2009. - 96 с.
3. Решение задач по химии : справочник школьника / Е. В. Шипуло, Л. Б.
Кузнецова. - М. : Филологическое общество «Слово», 1999. - 468 с.
4. Хомченко, И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы /
И. Г. Хомченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ООО «Издательство Новая волна»
: Издатель Умеренков-2003.-214 с
What Are the Minimum Deposit Casinos in Australia? - Online
ОтветитьУдалитьMinimum 카라 포커 deposit casinos in Australia are 장원도메인 a relatively 아이 벳 25 new form of 원피스 바카라 gambling. However, 가상 화폐 추천 even if you do play casino games for free, you can be sure